Модуль 3
Учебные цели
Коллеги, приветствую!
Итак, вы определили шаги, которые должен сделать ученик, чтобы последовательно прийти к своей цели, т.е. достичь итогового результата обучения.

Из этих шагов у вас родились смысловые блоки (модули) вашей программы. Это очень важная часть работы. И вы ее уже сделали!

По итогам третьего модуля вы:

  • поймете, как правильно ставить учебные цели и зачем они нужны
  • узнаете, что учебные цели бывают разного уровня и почему важно это учитывать
  • познакомитесь с удобным инструментом для постановки учебных целей
  • а главное, определите учебные цели для каждого модуля вашей программы.

В этом модуле у вас будет одно, но очень важное задание.

Итак, у вас уже есть шаги, которые приведут ученика к цели. Теперь зададимся вопросом: чему же мы должны научить ученика, чтобы он мог эти шаги пройти? Ответ на этот вопрос и есть учебные цели программы.

Учебная цель — это результат, который должен быть достигнут учеником к концу занятия.

Урок 3.1.
Учебные цели программы и их уровни
Первое, что важно понимать про учебные цели — это то, что они бывают разного уровня. Узнать, понять, сделать — это очевидно разные процессы.

Самый удобный инструмент для постановки учебных целей — это пирамида Блума. На нее-то мы сейчас и посмотрим.
Пирамида (таксономия) Блума
Пирамида или таксономия Блума — это система учебных целей, которую разработали ученые Чикагского университета во главе с психологом Бенджамином Блумом в 1956 году.

Таксономия — принцип расположения чего-либо в иерархическом порядке.

Блум систематизировал мыслительные процессы и распределил их на 6 уровней. Уровням мыслительных процессов соответствуют уровни учебных целей.

Расположены они по принципу от простого к сложному. На нижних этажах пирамиды находятся мыслительные процессы низшего уровня, более простые. На верхних — мыслительные процессы высшего уровня — более сложные. Чем выше уровень пирамиды, тем сложнее мыслительные процессы.
В 2001 году группа ученых под руководством Андерсона и Красволла уточнила и развила пирамиду Блума. В новой версии названия некоторых уровней изменены и расположены в другом порядке. В таком виде ее называют пересмотренной таксономией Блума.
Лично мне пересмотренная таксономия представляется более корректной. Т.к. создание чего-либо нового требует более сложной работы мозга, чем процесс оценки. Поэтому в своей работе я пользуюсь именно этой версией. Хотя на просторах интернета чаще всего можно встретить первоначальный вариант, когда оценка — это высший уровень пирамиды.

Давайте посмотрим, какие мыслительные процессы включает в себя каждый уровень и какие учебные цели соответствуют каждому уровню.
При рассмотрении каждого уровня вы найдете глаголы, которые соответствуют учебной цели этого уровня.
1 уровень — Знать
Первый уровень предполагает запоминание и воспроизведение полученной информации. Ученик узнает новую информацию (термины, факты, правила) и может их повторить.

Например, обучение hard skills (“твердым навыкам"), в частности, обучение новой профессии, всегда начинается с целей этого уровня.

Так для курса по маникюру нужно изучить много базовой информации: какие используются материалы и в чем их особенности, какие потребуются инструменты и т.д. Для курса по программированию — какие бывают типы данных, какие алгоритмы решения задач существуют и т.д.

Для достижения целей этого уровня достаточно познакомить обучающихся с нужной информацией.

Все цели, относящиеся к этому уровню, формулируются в терминах воспроизведения.

Чтобы поставить учебную цель этого уровня, используйте глаголы:
  • узнать
  • познакомиться
  • изучить

Примеры учебных целей первого уровня:

  • изучить типы данных для программирования на phyton
  • узнать, какие основные техники маникюра бывают
  • познакомиться с рецептами домашнего хлеба
  • узнать схемы продаж на маркетплейсах: FBS и FBO

Критерий достижения цели — ученик может повторить, воспроизвести информацию.

2 уровень — Понимать
На втором этапе происходит понимание, осознание информации.

Знание ≠ понимание. Понимание приходит через внутреннее усилие самого человека. он должен приложить усилие.
Кейс

Как выучить таблицу умножения
Главный показатель того, что “понимание случилось" с учеником — его способность изложить материал своими словами.

Так в курсе по маникюру участник не только должен знать, какие материалы есть для работы, но и понимать, в каком случае какой материал выбирать, и главное, почему.

Для достижения целей этого уровня важно, чтобы информация не только запечатлелась, но и была переработана в сознании ученика.

Формулировка целей этого уровня чаще всего начинается с глагола понять.

Примеры целей этого уровня:
  • понять особенности использования объектно-ориентированного подхода в программировании для Python
  • понять плюсы и минусы разных типов покрытия ногтей
  • понять, как безглютеновое питание влияет на иммунитет
  • понять, какие факторы и как влияют на выдачу карточки товара на маркетплейсе.

Критерий достижения цели — ученик понимает и может передать новую информацию своими словами.
3 уровень — Применить
На третьем уровне ученик может решать практические задачи с помощью новых знаний.

В курсе по маникюру это первые пробы участников сделать маникюр, в базовом курсе по программированию — составить простейшую программу и т.д.

Для достижения целей этого уровня уже недостаточно просто что-то рассказать. Необходимо построить обучение таким образом, чтобы ученик начал формировать навык. А для этого используются другие учебные методы.

И это очень важный момент: учебные цели определяют выбор формата и метода обучения. Запомним пока эту мысль, с этим мы будем подробно разбираться в следующем модуле.

Цели, которые мы ставим на этом уровне, предполагают переход к практике и могут начинаться с глаголов:
  • сделать
  • применить
  • решить
  • исследовать
Примеры целей 3-го уровня:

  • решить задачу с помощью алгоритма
  • сделать классический маникюр
  • испечь домашний хлеб из зеленой гречки, используя рецепт
  • заполнить карточку товара на маркетплейсе
Критерий достижения цели — ученик может применить новые знания для решения практических задач.
4 уровень — Анализировать
На четвертом уровне ученик должен понимать структуру материала, уметь разделить его на части и видеть взаимосвязи между ними.

Для достижения целей этого уровня важно, чтобы у ученика сложилась системная картинка того, чему посвящен ваш курс. Любая система предполагает составляющие части и связи между ними. Видеть эти составляющие и их взаимосвязи — и есть процесс анализа. Сейчас поясню на примере.

Кейс

Как происходит прорыв для ученика при переходе на четвертый уровень
Цели этого уровня начинаются с глаголов:

  • проанализировать
  • построить (схему)
  • выяснить
  • упорядочить
Примеры целей 4-го уровня:

  • выделить сходства и различия разных техник маникюра
  • проанализировать результаты выдачи карточки товара на маркетплейсе и сделать выводы.

Критерий достижения цели — ученик видит картину целостно, понимает, из каких частей состоит общая схема, процесс и т.д. и связи между этими частями.

5 уровень — Оценивать
На этом уровне ученик может оценивать процессы в изучаемой области. Это значит, что у него сформированы критерии для такой оценки.

Ключевой маркер успеха на этом уровне — способность видеть ошибки. Будь то ошибки в нанесении макияжа или маникюра или ошибки в написании программы.

Глаголы целей этого уровня:

  • уметь оценивать
  • уметь аргументировать
  • уметь находить ошибки

Примеры целей 5 уровня:

  • уметь находить ошибки в коде
  • уметь аргументировать пользу безглютенового питания при аллергии

Критерий достижения цели — ученик может оценить материал (по критериям) и найти ошибки.

6 уровень — Создавать
Это уровень синтеза. Достигнув целей этого уровня, ваши участники смогут эффективно комбинировать усвоенные знания и формировать из них новые конструкции.

Другими словами, на этом уровне ученик использует знания, чтобы создать что-либо принципиально новое. Например, создать свой авторский рецепт блюда.

Глаголы целей 6-го уровня:

  • составить
  • разработать
  • комбинировать
  • предложить
  • сформулировать.

Примеры целей:

  • разработать телеграм-бот на Python
  • придумать свой дизайн для гелевого маникюра
  • создать свой авторский рецепт домашнего хлеба.
Для чего нужна таксономия учебных целей
Таксономия образовательных целей — это удобная методика, которая помогает
  • поставить учебную цель и через это взять четкий фокус в обучении — четкое видение цели помогает к ней прийти
  • подобрать формат занятия и методы обучения — для достижения разных целей подходят разные методы
  • выбрать адекватный способ проверки достижения целей — например, тестирование хорошо подходит для проверки, насколько достигнуты цели 1 и 2 уровня, но совершенно не подходит для проверки достижения целей 3 уровня.
Урок 3.2.
3 важных правила постановки учебных целей
Правило 1
Определите, на каких уровнях пирамиды Блума будут расположены цели вашего обучения
Лучше, чтобы основные учебные цели вашего курса охватывали уровни — либо с 1 по 3, либо с 4 по 6.

Почему это важно. Охватить все уровни с первого по шестой — слишком большая растяжка для ученика.

Например, еще вчера ваш ученик ничего не знал о мыловарении, а по окончании курса мы хотим, чтобы он составлял новые рецепты мыла. Весьма сомнительная история.

По этому принципу хорошо создавать курсы для аудитории разного уровня подготовки:

  • курсы для новичков — учебные цели с 1 по 3 уровень, можно захватить еще цели 4 уровня
  • курсы для опытных — учебные цели с 4 по 6 уровень.

Так для новичков в мыловарении будет хорош базовый курс с целями 1-3 уровня: узнать основы мыловарения и применить это на практике, сварить свое первое мыло и т.д.

А для продвинутых в этой теме давать основы — скука смертная со всеми вытекающими в виде потери мотивации. Для них хорошо зайдут занятия с целями 4-6 уровня, а именно: узнать про то, как можно сочетать разные ароматы и под. И закончить курс тем, чтобы создать мыло по своему авторскому рецепту.

Из интересного. Вау-эффект от обучения обычно начинается с 4 уровня.

Правило 2
Планируйте последовательное достижение целей
Мы увидели, что пирамида Блума помогает разделить образовательный процесс на отдельные ступени или уровни, которые последовательно должен преодолеть учащийся.

Каждая ступень представляет собой определенную учебную цель и включает конкретные действия для ее достижения.

Т.к. учебные цели расположены в иерархическом порядке, значит, и осваивать их нужно последовательно — от нижних к высшим. Или от простого к сложному.

Представьте, что ваш ученик застегивает пуговицы на рубашке, начиная с нижней, и дальше вверх, не пропуская ни одной пуговицы.

Частая ошибка заключается в том, что в курсе даются задания на цели более высокого уровня, когда цели более низких уровней еще не достигнуты. Неправильно давать задание сделать что-либо (цель 3 уровня), предварительно этому не научив, т.е. не закрыв цели 1 и 2 уровня.
Правило 3
Начинайте формулировку учебной цели с глагола
Любая цель предполагает действие для ее достижения. Так и наш ученик должен в процессе обучения что-то сделать: выучить, разобраться, запомнить, научиться, проанализировать, создать, разработать и т.д.

Для формулировки учебных целей помогут 200 глаголов таксономии Блума. Вы найдете в шпаргалках ниже.
Глаголы для формулировки учебных целей
200 глаголов таксономии Блума
Итоги третьего модуля
  • 1
    Итоговый результат обучения складывается из последовательного достижения учебных целей
  • 2
    Уровни целей бывают разные и нужно понимать, с целями какого уровня вы работаете
  • 3
    Качественный курс получается либо в диапазоне целей 1-3 (4) уровня, либо 4-6.
  • 4
    Для разных уровней есть свои инструменты. Уровень цели определяет инструменты, которые мы берем для ее достижения
  • 5
    Цели достигаются последовательно. Нельзя достичь цель более высокого уровня, если еще не достигнута цель предыдущего уровня
  • 6
    Формулировка цели начинается с глагола.
Ваше задание на эту неделю
Для каждого модуля программы сформулируйте учебные цели. Руководствуйтесь при этом правилами, которые мы изучили в этом модуле.
Для выполнения задания используйте рабочую тетрадь.

Что дальше?


В четвертом модуле вы декомпозируете свой курс на уроки, а каждый урок на теорию и практику.
Увидимся в следующем модуле!
Made on
Tilda