Модуль 4
Декомпозиция на теорию и практику
Друзья, приветствую вас на четвертом модуле программы!
Ну что ж, пора идти дальше. К этому моменту у вас уже есть прочный фундамент в виде понимания ца, своей уникальности и четкого фокуса на итоговой цели обучения. Вы грамотно подошли к формированию основы своей программы — шагов и модулей. И для каждого модуля прописали учебные цели.

Это уже огромная работа! А еще она стратегически важная. Т.к. именно это процентов на 60-70 определит будущий успех вашего обучения. А вовсе не то, насколько крут ваш видеопродакшн.

Ваш курс уже приобрел отчетливые очертания в виде модулей. Сегодня мы пойдем дальше — будем раскладывать модули на уроки, а уроки на теорию и практику.
В этом модуле разберем

  • как декомпозировать модуль на уроки, а каждый урок на теорию и практику
  • что такое метод обратного дизайна разработки программы и в чем его преимущество
  • как спроектировать теорию и практику в курсе

После выполнения задания этого модуля произойдет маленькое чудо — вы увидите дерево вашего курса с целями, модулями и уроками. Примерно вот так.
И это ваш курс. Представили? Завораживающее зрелище, не правда ли?
Тогда движемся в контент — с такой скоростью, что чуб развивается по ветру!
4.1. Декомпозиция модулей на уроки
В одном модуле чаще всего нужно достичь нескольких учебных целей. И часто бывает так, что отдельной учебной цели соответствует один урок.

Пример из курса по эмоциональному интеллекту:
Если у вас не все получается так стройно и гладко, это тоже нормальная рабочая ситуация.

В этом случае задача — продумать, как учебные цели одного модуля можно объединить по смыслу в один урок.

Например, в модуле должны быть достигнуты шесть учебных целей, и они логично объединяются в три урока.

Пример из курса по растительному питанию:
В зависимости от темы курса вам может подойти еще такой вариант действий. Вы делите большой результат модуля (большой шаг) на более мелкие (подшаги). И эти шаги второго уровня и будут уроками модуля.
Такая технология хорошо подойдет, если у вас последовательная структура действий.

Пример из курса по работе с конфликтами (переговорный модуль):
Вот собственно и вся премудрость. Смотрим на цели модуля и действуем на уровне здравого смысла.
Задание 4.1

В каждом модуле выделите уроки и занесите это в майнд-карту курса. Для каждого урока укажите учебные цели.

Итак, у вас уже есть модули и уроки. Следующая задача — разобраться с тем, что у нас будет в каждом уроке.

4.2. Метод обратного дизайна разработки программы
Самое время познакомить вас с методом, который получил название обратного дизайна разработки учебной программы.

Почему обратного? Потому что порядок действий в нем противоположный тому, как обычно эксперты разрабатывают свои программы.

В первом модуле мы уже говорили, что чаще всего автор начинает разработку курса с его содержания. Он садится и думает, что должно быть в том или ином модуле и уроке. Затем он формулирует учебную цель, а потом под теорию разрабатывает практику. Это тот путь, по которому идет 90% экспертов, а также многие методологи и методисты.

Метод обратного дизайна предполагает обратный порядок действий. Мы начинаем разматывать клубочек с другого, с нужного конца.

Как видите, начинаем с того, что определяем итоговый результат программы. Затем шаги для достижения этого результата. Затем для каждого шага определяем учебные цели — что должен узнать чему научиться участник, чтобы он мог выполнить каждый шаг на пути к большой цели обучения.

Когда понятны учебные цели, под них мы прописываем практику. И уже в последнюю очередь, задаем себе вопрос: Что должен узнать участник, какие знания получить, чтобы он сумел выполнить эти задания. Вот такой для многих непривычный подход, когда теория продумывается заключительным шагом.
Если вы думаете, что именно так и делаете, проведите простую проверку. По чесноку, вам же для себя это нужно.

Представьте, что вы разрабатываете курс по здоровому сну для людей, страдающих бессонницей. Я понимаю, что вы не эксперт в теме. Это сейчас не так важно. Главное, отследить первые движения вашей мысли. Отвлекитесь от чтения и сделайте небольшую паузу.

О чем вы подумали в самый первый момент? Почти наверняка о том, что было бы полезно включить в этот курс по содержанию.

Дело в том, что этому есть простое объяснение.

За годы учёбы в школе и ВУЗе мы привыкли обучаться по схеме: теория плюс практика. Нам рассказали теорию, а потом дали практику на её закрепление.

Это отпечаталось в голове с детства. И когда мы начинаем создавать свои продукты, то мы действуем по этой же привычной схеме. Сначала продумываем теорию, а потом к этой теории присобачиваем придумываем практику.

Если же мы идём по методу обратного дизайна, то меняем этапы местами. И тогда продумывание теории становится последним этапом.

4.3. Как спроектировать практику в обучении
Практика в курсе играет огромную роль. Именно задания позволяют “вести за руку” вашего ученика до результата.
Каждое задание в курсе — это ступенька, взбираясь на которую, ваш ученик, шаг за шагом приходит к главному результату обучения.

Есть золотое правило: практика в курсе всегда выбирается под учебную цель.

Например, учебная цель — познакомить участников с этапами описания бизнес-процессов. Тогда в этом случае хорошим вариантом практики будет тестирование. Оно позволит закрепить материал и достичь учебной цели.

Но если наша цель в том, чтобы участник смог описывать бизнес-процессы, то одним тестированием, очевидно, не обойтись. Здесь нужно практическое задание — описать тот или иной бизнес-процесс.

Получается, что учебные цели и практика в курсе неразрывно связаны.


А теперь немного волшебства. Сейчас вы увидите, как лёгким движением руки учебные цели превращаются… в задания для уроков.
Если до этого момента вы всё сделали правильно, и учебные цели поставили корректно, то прописать задания для урока — это уже дело техники.
Чтобы такое волшебство случилось, пригодится пирамида учебных целей или таксономия Блума, с которой мы познакомились в прошлом модуле.

1 уровень — Запомнить
Задания для достижения целей этого уровня направлены на то, чтобы ученик воспроизвел информацию. Для нас это означает, что он ее запомнил.

Чтобы составить задания первого уровня, используйте глаголы действия:

  • определить
  • назвать
  • расположить
  • перечислить
  • найти
  • указать
  • выбрать

Примеры заданий:

  • перечислите типы данных для программирования на python
  • назовите основные техники маникюра / типы покрытия ногтей
  • дайте определение гидратации организма
  • напишите рецепт домашнего хлеба из зеленой гречки
  • охарактеризуйте схемы продаж на маркетплейсах.

2 уровень — Понимать
Как мы помним из предыдущего модуля, для достижения целей этого уровня важно, чтобы информация запечатлелась и была переработана в сознании ученика.

Глаголы действия этого уровня:

  • определить
  • объяснить
  • охарактеризовать
  • интерпретировать
  • сравнить
  • привести пример
  • перефразировать

Примеры заданий:

  • приведите пример использования объектно-ориентированного подхода в программировании для Python
  • назовите плюсы и минусы разных типов покрытия ногтей
  • объясните, чем может быть полезно безглютеновое питание
  • обсудите факторы, влияющие на выдачу карточки товара на маркетплейсе.

Кроме того, еще раз отметим, что для проверки того, достигнуты ли цели первого и второго уровней хорошо подходит формат тестирования.
3 уровень — Применять
Этот уровень — чаще всего основной для достижения результата обучения. Успех или неуспех обучения определяет не только то, что ученик узнал, сколько то, что он сделал.

Для проектирования заданий третьего уровня включаем железную логику:
Конечно же, вы помните про то, что цели достигаются снизу вверх, как будто ребенок застегивает пуговицы, начиная с нижней. Мы говорили об этом в предыдущем модуле. И прежде чем вы дадите задание применить на практике какую-либо технологию, ученик должен изучить эту технологию — запомнить и понять ее.

Глаголы действия для проектирования заданий третьего уровня:

  • применить
  • решить
  • исследовать
  • провести эксперимент.

Примеры заданий:

  • решите задачу с помощью алгоритма
  • сделайте классический маникюр
  • испеките домашний хлеб из зеленой гречки, используя рецепт
  • заполните карточку товара на маркетплейсе
4 уровень — Анализировать
Напомню: учебные цели этого уровня предполагают, что ученик понимает структуру материала, видит его составляющие и понимает взаимосвязи. Это как раз и достигается благодаря анализу.

Задания на анализ крайне важны в обучении, где есть задача сформировать стратегическое видение и умение мыслить системно. Чаще всего это курсы бизнес-направленности. Хотя и не только.
Для проектирования заданий четвертого уровня вы можете использовать такие глаголы действия:

  • проанализировать
  • выделить
  • построить
  • выяснить
  • упорядочить
  • выстроить
  • противопоставить
  • разделить
  • сделать вывод

Примеры заданий:

  • выделите сходства и различия разных техник маникюра
  • составьте пять вариантов сочетания специй для оладьев из кабачков
  • проанализируйте результаты выдачи карточки товара на маркетплейсе и сделайте выводы.
5 уровень — Оценивать
Важным навыком этого уровня является способность оценить материал по определенным критериям и увидеть ошибки. Поэтому задание на поиск ошибок применяют здесь чаще всего.

Вы можете использовать такие глаголы действия:

  • оценивать
  • аргументировать
  • защитить
  • обсудить
  • проверить
  • обосновать
  • подтвердить

Примеры заданий:

  • найдите ошибки в коде
  • посмотрите видео выполнения японского маникюра и найдите 5 ошибок в его выполнении
  • обоснуйте пользу безглютенового питания при аллергии.
6 уровень — Создавать
Это, пожалуй, самый прекрасный и интересный уровень! Вот уж где участники могут проявить свою фантазию и свободу творчества! Практика на этом уровне предполагает создание чего-то принципиально нового: от кулинарных рецептов до креативных концепций.

Для проектирования заданий шестого уровня используйте такие глаголы действия:

  • составить
  • разработать
  • комбинировать
  • предложить
  • сформулировать

Примеры заданий:

  • разработайте телеграм-бот на Python
  • придумайте свой дизайн гелевого маникюра
  • создайте свой авторский рецепт домашнего хлеба.
Как использовать творческие задания
Для формулировки заданий вы также можете использовать 200 глаголов таксономии Блума. Для удобства прикрепляю здесь уже знакомую вам шпаргалку.
Глаголы для формулировки учебных целей
200 глаголов таксономии Блума
Задание 4.2

Для каждого урока придумайте задание в соответствии с учебной целью, которая должна быть достигнута по итогам этого занятия. Задание занесите в майнд-карту.

Важно. На этом этапе совсем необязательно прописывать задание дословно. Самое важное — это продумать формат задания. Например, если у вас в конце занятия будет тест, то в карте курса просто укажите — тест. Либо кратко напишите, в чем будет заключаться задание, например, описать свои сильные и слабые стороны, используя SWOT-анализ и т.д.


На этом этапе для разработки структуры курса этого достаточно. Почему? Да потому что сейчас самое главное — это построить целостное видение курса. В дальнейшем вы еще можете вносить корректировки, когда увидите всю программу в целом, и на следующем этапе, когда будете просчитывать учебную нагрузку.

4.4. Как спроектировать теорию в обучении
Главный принцип, когда вы продумываете теорию — ответить на вопрос: что участник должен узнать, чтобы выполнить задание и цель урока была достигнута? Это и будет основа для теории.

Топ-1 ошибок при проектировании курса — это информационный перегруз. Такое искушение есть всегда. Ведь эксперт на то и эксперт. Он знает очень много — и системные принципы, и тонкости и нюансы своего дела. И конечно же, ему кажется, что все это очень важно и совершенно необходимо включить в урок. Тогда курс начинает пухнуть, как старая бухгалтерская книга.

Бывает и противоположная ситуация. Эксперт в ступоре от того, что у него так много материала и он не знает, что выбрать. Это может тормозить действия.

Самая верная проверка того, нужно ли включать тот или иной материал в урок, это ответ на вопрос: Как знание этого материала влияет на достижение результата урока?

И если ответ: не влияет, — оставляем это для другого продукта.

Если ответ: влияет, но некритично, — убираем в дополнительные материалы.

А если ответ: без этого не будет достигнута цель урока, — включаем в контент занятия.
Задание 4.3

Пропишите в своей майнд-карте по 2-3 ключевых тезиса для каждого урока.
2 приема, чтобы сократить объем теории
Итоги четвертого модуля
  • 1
    Чтобы декомпозировать модули на уроки, нужно понять, сколько учебных целей могут быть достигнуты за один урок
  • 2
    Метод обратного дизайна заключается в том, что сначала мы прописываем учебные цели, затем практику и только потом теорию
  • 3
    Чтобы спроектировать практику, важно понять, какое задание нужно дать для достижения учебной цели
  • 4
    Каждому уровню учебных целей по таксономии Блума соответствуют свои форматы заданий
  • 5
    Чтобы спроектировать теорию, задаем вопрос: Что ученик должен узнать, чтобы он мог выполнить задание и учебная цель была достигнута?
Что дальше?

Вы проделали огромную работу! И скелет вашего курса уже готов! Уже на этом этапе вы можете создать свой образовательный продукт. И он будет создан с учетом законов методологии. Но есть одно но… С вероятностью 99% ваш курс будет…ммм… обычный.

Если вы хотите, чтобы ваши участники, как выразился один из экспертов, “пищали от восторга", нужно учесть еще одну очень и очень важную вещь - то, как участник будет проходить ваше обучение.

В следующем модуле будем говорить про то, что такое путь ученика, зачем и как его спроектировать.
Увидимся в следующем модуле!
Made on
Tilda