Как создать структуру онлайн-курса.
Модуль 1.
Как заложить правильный фундамент для структуры онлайн-курса.
Урок 2. Целевая аудитория.
По части исследования целевой аудитории я являюсь совершеннейшим и неизменным сторонником методологии дизайн-мышления.

В своё время именно этот метод произвёл переворот в моём сознании и, как следствие, в подходе к разработке онлайн-курсов. Именно с этого момента те курсы, над которыми я работала как методолог, стали получаться принципиально другого качества (что подтверждают результаты участников и отзывы заказчиков).
Дизайн-мышление —
это способ решения задач, ориентированный, в первую очередь, на интересы пользователя.
Первый этап разработки продуктов в дизайн-мышлении — эмпатия.
Первый этап разработки продуктов в дизайн-мышлении — эмпатия.

Эмпатия — термин из психологии. Он означает способность почувствовать то, что чувствует другой человек.

Лично для меня это ключ к пониманию целевой аудитории.

Если мы максимально широко и непредвзято поисследуем опыт наших потенциальных учеников, который связан с идеей нашего продукта, то зачастую можем сделать интересные открытия. Вполне может оказаться так, что у нашей ца есть более горячие проблемы, чем те, которые мы хотели решать своим обучением.

Способность посмотреть на мир хоть немного глазами того человека, для которого мы создаем курс, позволяет найти максимально точное и эффективное решение его проблем и задач.
А значит:

  • очень точно поставить цели обучения
  • после спроектировать наполнение курса
  • сделать все так, чтобы курс наилучшим образом решал проблемы, которые мы обнаружили у нашей ца.
Кейс
Возьмем пример из практики
Бывает так, что эксперту кажется, что он прекрасно знает свою целевую аудиторию. Важно не попасть в эту ловушку (а чаще всего, это именно ловушка) и посмотреть на свою ца непредвзято.
Ко мне обратилась Наталья — прекрасный коуч, известный специалист в своей области. Она много лет вела группы обучения коучингу вживую, и теперь хотела перевести это обучение в онлайн.

Так как Наталья провела уже много живых групп, постоянно общалась с участниками, то была уверена, что прекрасно знает боли и потребности тех, кто приходит к ней на обучение. К счастью, мы решили провести исследование методом глубинного интервью. Анализ результатов показал много интересного.

Так среди болей Наталья назвала то, что будущие коучи теряются, когда клиент начинает впадать в яркие эмоции. Они не знают, что с ним делать и как строить беседу дальше, если клиент начинает плакать или приходит в ярость. Результаты интервью точно показали, что такую боль ца не осознают, т.е. для них это НЕ проблема.

Мы стали думать, как так получилось. И тут Наталья поняла, что она сделала такой вывод, наблюдая за будущими коучами во время супервизий. И со стороны как опытный коуч и супервизор она видела эту проблему. Но эта проблема "не болела" у самих участников.

Для нас как для разработчиков курса это значит, что прежде чем дать модуль по работе с клиентами в остром эмоциональном состоянии, нужно сначала эту проблему актуализировать для самих участников. В противном случае они просто будут слабо мотивированы на изучение этой темы.

Кроме того, исследование подсветило ряд тем, которые до этого были вне фокуса внимания. Например, выяснилось, что одна из острых болей ца — это продвижение себя как коуча и поиск первых клиентов. Так появился еще один бонусный модуль в программе.

2. Умение держать фокус
У нас нет цели исследовать абсолютно все проблемы, которые существуют в жизни другого человека. Область нашего исследования ограничена идеей того курса, который мы создаём. Делаем курс по отношениям — спрашиваем про отношения. Создаём курс изучения иностранного языка — исследуем ту область жизни у человека, которая связана с изучением иностранных языков.
Это когда тебе на самом деле, «по чесноку», не всё равно, что думает и чувствует другой человек — тот, с которым ты сейчас разговариваешь.
1. Искренний интерес к другому человеку
Пилот самолёта должен иметь не менее 500 часов налёта в качестве командира воздушного судна. Чтобы проводить качественные интервью с представителями ца и начать получать от этого удовольствие, нужно набрать свои "часы налёта" — через "не хочу / найму специально обученного человека / возьму результаты у маркетолога / дам заполнить анкету" / допишите свое.
3. Практика — набрать свои часы «налёта»
Чтобы получить качественные данные в результате исследования важны 3 принципа:
Исследование целевой аудитории —
это не столько про таблички и вопросы, которые надо задавать. Это про способность понять другого человека. Качественно проведённое исследование само подсказывает нам решение — что должно быть в нашем онлайн-курсе. Наш курс — это и есть решение той боли, которая существует у нашей целевой аудитории. И чем точнее мы поймём боль, потребность и желание ца, тем точнее мы сможем создать решение.
Made on
Tilda