Как создать структуру онлайн-курса.
Модуль 1.
Как заложить правильный фундамент для структуры онлайн-курса.
Урок 5. Модель разработки онлайн-курса.
Прежде чем погрузиться в разработку структуры курса, хорошо бы увидеть картину в целом — какие элементы разработки онлайн-курса вообще существуют и как они влияют на общий результат.
На схеме видно, что есть 3 основных блока — 3 кита, на которых строится весь онлайн курс:

1. Структура курса.

2. Упаковка контента.

3. Мотивационный дизайн программы.
1. Структура курса.
Он включает:

  • определение целей и результатов

  • выделение модулей и уроков

  • разделение каждого урока на теорию и практику
Первый сегмент этого блока — определение целей и результатов. Мы уже говорили о том, почему важно правильно сформулировать итоговый результат обучения. Так вот, также важно правильно определить цели и результаты каждого модуля и урока. Для этого существуют своя методика, ее мы подробно разберем в одном из следующих модулей.

Второй сегмент этого блока — выделение модулей и декомпозиция их на уроки. Получается, как будто мы делаем такую елку, где ствол — это итоговый результат обучения, ветки — модули, а от каждого модуля отходят более мелкие ветки — уроки.

И третий сегмент, который также относится к разработке структуры курса, — это распределение теории и практики для каждого урока. Конечно, на этом этапе мы ещё не прописываем дословно тексты для видеоуроков или методичек, но ключевые тезисы здесь точно должны быть. А также должно быть понимание, что мы даем в качестве практики.
Вы ведь не думаете, что к вам в обучение придут лишь "за новыми знаниями"? Одна из ключевых мыслей заключается в том, что участник получает результат не тогда, когда он узнает новую информацию, а тогда, когда он действует. И чтобы совершить эти практические шаги, ему и нужна теория.
В структуре курса все должно быть гармонично взаимосвязано.
У каждого урока есть цель. Чтобы достичь этой цели, участник должен сделать конкретные действия. А чтобы сделать эти действия, он должен этому научиться, т.е. получить новую информацию.
2. Упаковка контента.
Он включает:

  • выбор формата обучения

  • "упаковка" теории

  • "упаковка" практики
Иногда я шучу, что методолог — это "упаковщик". Это тот самый чувак, который знает, как подать сложную информацию легко, а скучную — интересно.

Выбор формата. Сегодня в нашем распоряжении огромный арсенал форматов: традиционные обучающие видео с экспертом, скринкасты, подкасты, лонгриды, инфографика, гайды, методички, конспекты и мн.др. страшных слов.

При выборе формата всегда первична цель, которую мы хотим достигнуть. И формат нам должен в этом помогать. Например, многие психологические упражнения хорошо заходят в формате аудиопрактик, чтобы можно было сесть или лечь и закрыть глаза. А описание бизнес-кейса — в формате скринкаста, чтобы была возможность показывать на экране графики и цифры.

У каждого формата есть свои "законы жанра", свои правила, например, как снять хорошее обучающее видео или написать лонгрид.
3. Мотивационный дизайн программы.
Он включает:

  • образовательная траектория

  • образовательное пространство

  • геймификация
Мы все по собственному опыту знаем, что в обучении есть и взлёты, и падения. Важно понимать, что это может быть управляемый, а не стихийный процесс. Его можно и нужно проектировать с самого начала. Описание образовательной траектории как раз и позволяет это сделать. Незаменимый инструмент для этого — LJM (Learning Journey Map), или по-другому, путь ученика.

Образовательное пространство — все, что окружает человека в процессе обучения, начиная с чата, где мы задаем определенный тон общения, этакий тон оф войс. Это и платформа, на которой проходит обучение, и любые другие сервисы, которые вы используете и т.д.

И конечно, говоря о мотивационном дизайне, стоит упомянуть элементы геймификации. Я не склонная переоценивать значение геймификации в обучении, т.к. на мой взгляд, гораздо большую роль в мотивации участника играет то, видит ли участник для себя пользу в этом обучении. Но вместе с тем, неверно и недооценивать влияние геймификации. Эмоции в обучении играют чрезвычайно важную роль, и геймификация — отличный способ их добавить.
Итак,
мы посмотрели на составляющие разработки онлайн-курса с высоты птичьего полета. Со следующего модуля снижаемся и начинаем глубоко погружаться в первый блок — разработку структуры курса.
Made on
Tilda