Модуль 1
Модель разработки онлайн-курса
Коллеги, приветствую вас на вводном уроке!
В этом уроке мы:
  • целостно и системно посмотрим на модель разработки онлайн-курса
  • увидим, из каких элементов состоит процесс создания онлайн-обучения
  • а также вы сможете провести само-аудит и понять, каких компетенций вам не хватает сейчас, чтобы сделать крутой образовательный продукт.
Вы можете самостоятельно проверить то, что у вас получилось, по чек-листу.
ЧЛ для самопроверки

Формулировка цели вашего курса:

  • конкретна — содержит описание конечной точки ее достижения
  • измерима — есть критерии, по которым можно точно определить, что цель достигнута
  • соответствует потребностям вашей ца, значима для них и является решением какой-либо их важной потребности (боли или желания)
  • может быть достигнута по окончании обучения
  • содержит указание на то, как знания и навыки, полученные во время обучения, помогут достичь этой цели
  • включает срок ее достижения (длительность обучения)
  • понятна — если эту цель прочитает ваша младшая сестра десяти лет, то она поймет, о чем речь.
Если вы хотите достичь максимального результата, возьмите тариф “Вместе с автором". В этом случае вы получите обратную связь от автора этого курса и поймете, что и как можно докрутить.


Урок 1.5.
Модель разработки структуры курса
Прежде чем мы погрузимся в разработку структуры курса, хорошо бы увидеть картину в целом — какие элементы разработки онлайн-курса вообще существуют и как они влияют на общий результат.
На схеме видно, что есть 3 основных блока — 3 кита, на которых строится весь онлайн курс:

  1. структура курса
  2. упаковка контента
  3. мотивационный дизайн программы.
Первый сегмент этого блока — определение целей и результатов. Мы уже говорили о том, почему важно правильно сформулировать итоговый результат обучения. Так вот, также важно правильно определить цели и результаты каждого модуля и урока. Для этого существуют своя методика, ее мы подробно разберем в одном из следующих модулей.
Второй сегмент этого блока — выделение модулей и декомпозиция их на уроки. Получается, как будто мы делаем такую елку, где ствол — это итоговый результат обучения, ветки — модули, а от каждого модуля отходят более мелкие ветки — уроки.
И третий сегмент, который также относится к разработке структуры курса, — это определение теории и практики для каждого урока. Конечно, на этом этапе мы ещё не прописываем дословно тексты для видеоуроков или методичек, но ключевые тезисы здесь точно должны быть. А также должно быть понимание, что мы даем в качестве практики.
Вы ведь не думаете, что к вам в обучение придут лишь “за новыми знаниями”? Одна из ключевых мыслей заключается в том, что участник получает результат не тогда, когда он узнает новую информацию, а тогда, когда он действует. И чтобы совершить эти практические шаги, ему и нужна теория.
Таким образом, в структуре курса все должно быть гармонично взаимосвязано. У каждого урока есть цель. Чтобы достичь этой цели, участник должен сделать конкретные действия. А чтобы сделать эти действия, он должен этому научиться, т.е. получить новую информацию. Об этом мы подробно поговорим в пятом модуле.
Второй блок нашей схемы — упаковка контента.
К этому относят:
  • выбор формата обучения
  • “упаковка” теории
  • “упаковка” практики.
Иногда я шучу, что методолог — это “упаковщик". Это тот самый чувак, который знает, как подать сложную информацию легко, скучную — интересно.

Выбор формата. Сегодня в нашем распоряжении огромный арсенал форматов:
- традиционные обучающие видео с экспертом,
- скринкасты,
- подкасты,
- лонгриды,
- инфографика,
- гайды,
- методички,
- конспекты и мн. др. страшных слов.


При выборе формата всегда первична цель, которую мы хотим достигнуть. И формат нам должен в этом помогать.
Например, многие психологические упражнения хорошо заходят в формате аудиопрактик, чтобы можно было сесть или лечь и закрыть глаза. А описание бизнес-кейса — в формате скринкаста, чтобы была возможность показывать на экране графики и цифры.

У каждого формата есть свои “законы жанра", свои правила, например, как снять хорошее обучающее видео или написать лонгрид.
Третий блок общей схемы — третий кит — это разработка мотивационного дизайна программы. Его ключевые составляющие:

  • образовательная траектория
  • образовательное пространство
  • геймификация.
Мы все по собственному опыту знаем, что в обучении есть и взлёты, и падения. Важно понимать, что это может быть управляемый, а не стихийный процесс. Его можно и нужно проектировать с самого начала. Описание образовательной траектории как раз и позволяет это сделать. Незаменимый инструмент для этого — LJM (Learning Journey Map), или по-другому, путь ученика. Его мы будем составлять в пятом модуле.
Образовательное пространство — все, что окружает человека в процессе обучения, начиная с чата, где мы задаем определенный тон общения, этакий тон оф войс. Это и платформа, на которой проходит обучение, и любые другие сервисы, которые вы используете и т.д.
И конечно, говоря о мотивационном дизайне, стоит упомянуть элементы геймификации. Я не склонная переоценивать значение геймификации в обучении, т.к. на мой взгляд, гораздо большую роль в мотивации участника играет то, видит ли участник для себя пользу в этом обучении. Но вместе с тем, неверно и недооценивать влияние геймификации. Эмоции в обучении играют чрезвычайно важную роль, и геймификация — отличный способ их добавить.
Кейс

Чего хотят участницы конкурса фитнес-бикини?
Итак, мы посмотрели на составляющие разработки онлайн-курса с высоты птичьего полета. Со следующего модуля снижаемся и начинаем глубоко погружаться в первый блок — разработку структуры курса.
Итоги первого модуля
  • 1
    Есть 3 фактора, на которых строится успех образовательного онлайн-продукта:
    • глубокое понимание тех, для кого мы его создаем
    • видение своей уникальности
    • четкая формулировка итогового результата обучения
  • 2
    Ключ к пониманию целевой аудитории не столько вопросы и таблички, сколько эмпатия — способность почувствовать свою ца.
  • 3
    Самое мощное конкурентное преимущество — авторская методология достижения результата.
  • 4
    Главное при формулировании итогового результата обучения — конкретика — описание конечной точки его достижения.
  • 5
    Есть 3 направления проработки онлайн-курса:
    • структура обучения
    • упаковка контента
    • мотивационный дизайн программы
Если вы хотите достичь максимального результата от этого обучения, возьмите тариф “Вместе с автором". В этом случае вы получите обратную связь от автора этого курса и поймете, что и как можно докрутить.


Что дальше?

В следующих модулях мы будем детально разбираться с тем, как правильно построить структуру курса — так, чтобы ваш курс продавал себя сам.
Во втором модуле вы

  • выберите стратегию разработки структуры курса
  • опишите точку А и точку Б ученика
  • узнаете, как распаковать свою экспертизу
  • спроектируете модули своей программы.
Увидимся в следующем модуле!
Made on
Tilda